вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Монополизация аптечных сетей: последствия и перспективы

С оптимистичных прогнозов сбываются самые пессимистические
Виктор Сумбатов

О перспективах дальнейшего развития розничного аптечного рынка существуют разные точки зрения. И самое интересное, что субъекты фармацевтического рынка в целом и субъекты розничной торговли в частности имеют противоречивые планы по дальнейшему сосуществования.

Возможно, впервые за историю фармацевтического рынка, хотя и временно, интересы пациентов (относительно права на качественную, эффективную и с доказанной эффективностью фармацевтическую продукцию по адекватной цене), отдельных народных избранников, МЗ, производителей, крупных дистрибьюторов и отдельных субъектов аптечной звена совпадают
Возможно, впервые за историю фармацевтического рынка, хотя и временно, интересы пациентов (относительно права на качественную, эффективную и с доказанной эффективностью фармацевтическую продукцию по адекватной цене), отдельных народных избранников, МЗ, производителей, крупных дистрибьюторов и отдельных субъектов аптечной звена совпадают.

Необходимо признать, что на фармацевтическом рынке в последние годы идет подпольная, незаметная для обычных граждан и неспециалистов война, а 2018 является переломным - это последний год равновесия, когда ресурсы и средства противников для ведения такой войны пока еще примерно равны.

Но это не надолго. Скрытая монополизация аптечных сетей, создание на аптечном рынке неблагоприятных условий для физических лиц - предпринимателей (ФЛП), которые не выдерживают условий недобросовестной конкуренции, дальнейшее уничтожение коммунальных и государственных аптечных сетей с постепенным их выхолащиванию в сельской местности, приведут к окончательному закреплению на розничном аптечном рынке 2-3 конечных бенефициаров. И именно они будут решать судьбу производителей фармацевтической продукции и дистрибьюторов, что приведет к следующим последствиям:

1) фармацевтическая промышленность будет фактически разрушена, останутся только те субъекты, которые согласятся на слияние с мегасетью или на передачу контрольных пакетов акций собственных предприятий бенефециаром аптечных сетей. И уже сегодня в условиях монополизации розничного аптечного рынка Украинский фармпроизводители теряют свою экономическую привлекательность перед иностранными инвесторами;

2) под вопросом окажется существование фармацевтических дистрибьюторов, их функции в условиях отсутствия конкуренции будут существенно ограничены и вполне логично будет выглядеть их скрытое слияния с аптечной мегасетью (в том числе путем уступки контрольных пакетов акций), незавидная судьба ждет и небольших дистрибьюторов ;

3) небольшие розничные аптечные субъекты, в том числе ФЛП, не выдержат конкуренции и будут уничтожены. Анализ аптечного рынка свидетельствует, что процесс активного уничтожения таких субъектов наблюдается на протяжении последних 3 лет;

4) вследствие монополизации и вышеизложенной перспективы развития фармрынка будет наблюдаться дальнейшее повышение цен на фармпродукцию для конечных потребителей (пациентов и медицинских учреждений), в том числе в связи с дальнейшим распространением маркетинговых соглашений, которые заставляют фармпроизводителей переводить этот груз на плечи конечных потребителей.

Но возможен другой сценарий дальнейшего формирования розничного аптечного рынка.

По мнению автора, в 2018 все вышеупомянутые субъекты рынка и другие лица, которым небезразличны проблемы медикаментозного обеспечения в Украине, должны решить: и в дальнейшем будет продолжаться монополизация аптечного рынка?

Кстати, во время круглого стола на тему «Формирование цен на лекарственные средства. Почему лекарства продолжают дорожать? » , Который состоялся 29 мая 2018 по инициативе народного депутата Ирины Сисоенко, заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, один из представителей фармпроизводителей озвучил сумму, которую требуют представители мегасетью по маркетинговым договорам, - до 40% стоимости фармпродукции. Интересно, что представители таких сетей сегодня члены ГС «Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ)» (далее - ГС «АПАУ») и именно поэтому за подтверждением этого факта участники мероприятия обратились к Владимиру Руденко, директор ГС «АПАУ».

В. Руденко ответил, что маркетинговые соглашения не запрещенные законом. А экономическую доступность лекарственных средств можно обеспечить путем внедрения медицинского страхования и расширения программы реимбурсации.

Кроме того, заметно, что по ряду вопросов позиция директора ГС «АПАУ» В. Руденко и председателя правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата» (ОО «ВФП») Олега Климова совпадает.

Интересным фактом является попытка рекламы собственных возможностей при VII Международного фармацевтического форума «Аптеки мира-2018» по содействию заключению маркетинговых соглашений со стороны юридической фирмы, в частности в части предотвращения привлечения к юридической ответственности, в частности, уголовной. Однозначно, вопросы защиты прав пациентов и снижения цен на лекарства не были главными приоритетами этого мероприятия.

Что происходило ранее и происходит сегодня? Несмотря на то, что большинство участников фармрынка высказывали претензии по чрезвычайной зарегулированности рынка, в настоящее время фактически происходит его дерегуляция. По мнению автора, с момента обретения Украиной независимости и началась фактическая дерегуляция фармрынка, следствием которой является нынешнее положение дел.

Процесс дерегуляции начался с перевода государственных и коммунальных аптечных заведений на полный хозрасчет и самофинансирование: аптекоуправления были ликвидированы и созданы областные производственные объединения «Фармация» как руководящие структуры аптечной службы областного уровня. Этот этап запомнился созданием частного аптечного предпринимательства, сопровождался торговлей с «раскладушек» и приватизацией бывших государственных фармацевтических заведений.

Субъекты, которые осуществляли торговлю с «раскладушек», были довольны таким положением дел, который казался незыблемым. Это и был первый этап дерегуляции фармацевтического рынка.

Но попытка установления хотя бы любого порядка на фармацевтическом рынке была осуществлена ​​усилиями фармацевтического сообщества и тогдашнего руководителя органа государственного контроля качества лекарственных средств, в частности, был принят Закон Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.1996 г.., Который отвечал в то время лучшим европейским стандартам. В частности, в первой редакции документа предусмотрена возможность торговли отдельными безрецептурных лекарственных заведениями через общую торговую сеть с установлением специальных правил такой торговли вроде законодательством Великобритании. Это был конец эпохи «раскладушек», хотя повторяю, что позиции таких предпринимателей казались незыблемыми.

Позже было принято постановление КМУ от 12.05.1997 г.. № 447 «Об упорядочении деятельности аптечных учреждений и утверждение Правил розничной реализации лекарственных средств». Именно в Правилах розничной реализации лекарственных средств п. 8 устанавливал норму пешеходной доступности, согласно которой расстояние между аптеками должна быть не более 300-400 м для населенных пунктов с населением от 1 млн человек и более, а также не более 600-700 м - для населенных пунктов с населением до 1 млн человек. Однако позже п. 8 утратил силу на основании постановления КМУ от 21.06.2001 г.. № 678.

Кроме того, в приложении № 1 Правил розничной реализации лекарственных средств устанавливалась минимальная площадь для аптек на уровне не менее 70 кв. м, что соответствовало и соответствует Государственным строительным нормам - ДБН. Учреждения здравоохранения. Однако с принятием постановления КМУ от 17.11.2004 г.. № 1570 «Об утверждении правил торговли лекарственными средствами в аптечных учреждениях» разрешена минимальная площадь для аптек уменьшилась до 50 кв. м. Эти Правила давно отменены и требования ДБН по минимальной площади для аптек не менее 70 кв. м действуют сейчас, но в Лицензионных условиях по розничной торговле прописана норма 50 кв. м.

Фактически вторым этапом дерегулирования можно считать отмену норм пешеходной доступности и минимальной площади аптек в соответствии с ДБН.

Какие же мы наблюдаем последствия процессов дерегуляции розничного аптечного рынка?

Во-первых, уменьшилась доля коммунальных аптек (количеством государственных аптек можно пренебречь, учитывая, что их осталось очень мало).

Например, если в 1999 году. С 14 тыс. Аптечных учреждений в коммунальной собственности находилось 56%, то уже в 2018 г.. С 16,2 тыс. Аптек и 4,3 тыс. Аптечных пунктов в коммунальной собственности осталось 12,6%.

В количественном измерении (рисунок):

  • торговых мест коммунальной формы собственности - 2,6 тыс .;
  • торговых мест частной формы собственности - 17,9 тыс.

Рисунок

Количество торговых мест по формам собственности

Хорошо это или плохо в условиях реформы финансирования учреждений здравоохранения, пусть оценивают эксперты.

По состоянию на 01.01.2018 г.. В Украине по организационно-правовой форме функционирует:

  • у ФЛП - 7,8 тыс. аптек и аптечных пунктов;
  • у юридических лиц - 12,7 тыс. аптек и аптечных пунктов.

Но при этом можно наблюдать такую ​​тенденцию. За прошлый год количество торговых точек, находящихся в собственности ФЛП, уменьшилось на 103, а у юридических лиц, наоборот, увеличилась на 143, из них субъектов, осуществляющих деятельность более чем в:

  • 5 областях Украины - 25;
  • 15 областях Украины - 9.

То есть мы фактически наблюдаем формирование розничных аптечных мегасетью.

Кроме того, за последние 3 года отмечается тенденция постепенного уменьшения количества аптечных учреждений, основанных ФЛП, в городах и увеличение их количества в сельской местности. В частности, ситуация выглядит следующим образом.

город:

  • 01.01.2016 г .: юридические лица - 66,2%, ООО - 33,8%;
  • 01.01.2017 г .: юридические лица - 66,5%, ООО - 33,5%;
  • 01.01.2018 г .: юридические лица - 67,7%, ООО - 32,3%.

поселок:

  • 01.01.2016 г .: юридические лица - 51,0%, ООО - 49,0%;
  • 01.01.2017 г .: юридические лица - 50,1%, ООО - 49,9%;
  • 01.01.2018 г .: юридические лица - 49,7%, ООО - 50,3%.

село:

  • 01.01.2016 г .: юридические лица - 47,9%, ООО - 52,1%;
  • 01.01.2017 г .: юридические лица - 44,7%, ООО - 55,3%;
  • 01.01.2018 г .: юридические лица - 42,7%, ООО - 57,3%.

Но это не значит, что аптеки, основанные ФЛП, перемещаются из городов в сельскую местность. В сельской местности регистрируются ФЛП - бывшие сотрудники коммунальных аптечных сетей после их разрушения. А ФОТ в городах просто не выдерживают конкуренции и ликвидируются.

Происходит нивелирование профессиональной фармацевтического сообщества, вопрос «фармацевтической опеки» остается пустым звуком и очередной теоретической новизной ученых от фармации. А существующие общественные организации, даже те, названия которых являются громкими, совсем не занимаются обновлением профессионального статуса фармацевтов в широком смысле.

У оппонентов может возникнуть вопрос: если на розничном аптечном рынке все так плохо, то почему отсутствует реакция Антимонопольного комитета Украины (АМКУ)?

Действительно, анализ деятельности АМКУ и его территориальных отделений свидетельствует лишь об имитации деятельности в розничном сегменте фармацевтического рынка.

Так, отдельные территориальные отделения занимаются делами так называемых локальных монополистов в сельской местности. Понятно, что субъектами таких расследований территориальных отделений АМКУ является или ФЛП на селе, или коммунальные аптеки.

Интересен факт расследования по ряду аптечных предприятий, имеющих созвучные названия «Аптека низких цен». Дело закончено лишь против одного из аптечных предприятий с таким названием, но по непонятным причинам все предприятия, имеющие такое название, вдруг сменили вывески, оставив название «Аптека низких Ц». Информация о фактах расследования АМКУ дел в отношении других аптечных предприятий вообще отсутствует.

Однако АМКУ обнародовал информацию о проведенных исследований на рынках фармации. Главный тезис АМКУ: «Аптеки последние в этой цепи и имеют постоянный контакт с больными и родственниками больных, поэтому аптеки в вопросах цен на лекарственные средства имеют наибольшие претензии со стороны людей, и это не всегда оправдано».

По мнению автора, этот тезис существует только относительно небольших аптек местного значения, признаются в поселках и селах «локальными монополистами».

Автора заинтересовала группа предприятий с похожими названиями, которые содержат словосочетание «Аптека низких цен». Согласно лицензионным реестром установлен ряд таких субъектов, а именно:

  • ООО «Аптека низких цен ТМ» - 26 торговых точек (Киев, ул. Семашко, 13);
  • ООО «Аптека низких цен плюс» - 19 торговых точек (Киев, ул. Семашко, 13);
  • ООО «Аптека низких цен К» - 23 торговых точки (Киев, ул. Семашко, 13);
  • ООО «Аптека низких цен Львов» - 52 торговых точки (Киев, ул. Жолудева, 6А)
  • ООО «Аптека низких цен Днепр» - 22 торговых точки (Запорожье, ул. Центральный, 25, офис 144)
  • ООО «Аптека низких цен Кремень» - 51 торговая точка (Запорожье, ул. Центральный, 25);
  • ООО «Аптека низких цен Полтава» - 23 торговых точки (Харьков, ул. Полтавский шлях, 10);
  • ООО «Аптека низких цен Харьков» - 29 торговых точек (Харьков, ул. Полтавский шлях, 10);
  • ООО «Аптека низких цен Одесса» - 33 торговых точки (Одесса, ул. Преображенская, 4, офис 203).

Всего: 278 торговых точек.

Автор не ставил целью устанавливать конечного бенефициара этих субъектов, однако четко видно, что 3 субъекта с похожим названием имеют юридический адрес в Киеве по ул. Семашко, 13, а также 2 субъекта в г.. Запорожья также зарегистрированы по одному адресу.

Иногда отдельные оппоненты высказывались за поддержку таких предприятий, мотивируя это тем, что в этих мегааптеках низкие цены, чем в других субъектов рынка. Этот миф разрушится очень просто. Автор статьи зашел в одну из таких аптек и купил лекарственное средство, а через некоторое время купил препарат с одноименным названием в одной из стран ЕС. Речь идет о Вольтарен 50 мг, № 20. В Украине он стоит около 280 грн, или 9,5 евро. Однако в Европе этот препарат с аналогичным дозировкой, но № 40, стоит около 1,65 евро.

Почему это так? Возможно, это и есть результат маркетинговых соглашений? Понятно, что Украина - это богатая страна, но не настолько.

Кажется, что в таких условиях необходимо вспомнить опыт отдельных европейских стран и даже не тех, где и сегодня действует принцип «один фармацевт - одна аптека», а тех, которые сначала пошли по пути дерегуляции, а потом спохватились, в частности это Польша и Венгрия.

Об опыте Польши знают все специалисты фармацевтического дела. Ключевое устранения последствий дерегуляции началось с принятием Закона Республики Польша от 07.04.2017 г.. О внесении изменений в закон «О фармацевтическое право» от 06.09.2001 года. Его главные новеллы следующие.

В соответствии с п. 1 ст. 87 аптеки классифицируются по следующим категориям:

  • общедоступные аптеки
  • больничные аптеки.

П. 3b ст. 99 предусматривает, что лицензия на общедоступную аптеку может быть выдана при условии, если количество жителей в одну общедоступную аптеку в соответствующей местности составляет не менее 3 тыс. Человек по состоянию на день подачи заявления (на получение лицензии), а расстояние между запланированным местом расположения аптеки и близким аптекой составляет менее 500 м по прямой линии.

П. 1 ст. 99 определяет, что управление аптекой может осуществляться исключительно профессионально на основании лицензии на аптеку.

Согласно пп. 1 п. 4 ст. 99 право на получение лицензии на аптеку имеет фармацевт, который может работать по профессии согласно ст 4 и 4b Закона Республики Польша «О фармацевтические палаты» от 19.04.1991 г.. И осуществляет единоличное хозяйственную деятельность в аптеке. При этом Закон Республики Польша «О фармацевтические палаты» устанавливает право заниматься фармацевтической деятельностью польском гражданину и иностранцу при условии, если лицо закончила менее 5-летнее обучение в Республике Польша, включая 6 мес профессиональной практики в аптеке, и получила степень магистра фармации.

Ст. 99 предусматривает, что лицензия на аптеку не выдается, если заявитель соответствует одной из следующих условий:

  • является участником, акционером юридического лица (лиц), обладающих (управляющие), по крайней мере, 4 аптеками; или
  • владеет (управляет), по крайней мере, 4 аптеками или лица, контролируются им прямо или косвенно, обладают (управляющие), по крайней мере, 4 аптеками; или
  • является членом корпоративной группы в понимании закона о конкуренции и защите прав потребителей, члены которой в совокупности владеют (управляющие), по крайней мере, 4 аптеками; или
  • входит в состав органов управления юридическим лицом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами или предоставляет связанные с этим брокерские услуги.

Недаром международный эксперт фармацевтического рынка Гжегож Орновский, участник Международного форума «Аптеки мира-2018», назвал этот закон «Аптека для аптекаря». Но мало кто помнит, что в Польше до 2008 г.. Управлять одной аптекой мог только фармацевт по образованию. Однако в 2008-2017 гг. Происходило перераспределение в пользу крупных аптечных сетей. Именно тогда граждане Польши почувствовали ухудшение качества фармацевтического обслуживания. То есть аптечный рынок Польши и Украины некоторое время формировался по схожему сценарию.

При этом толчком для Польши по внедрению изменений стал пример Венгрии. С 2007 по 2010 г.. Венгрия шла курсом дерегуляции рынка. По мнению аналитиков, такая политика способствовала созданию здоровой конкурентной среды и снижению цен на фармпродукцию. Но венгерским правительством были сделаны другие выводы, в частности, на высоком уровне решено, что дерегулирование привело к снижению качества обслуживания в аптеках, а также к уменьшению их доступности в сельской местности. Как следствие, в Венгрии были приняты более жесткие меры по регулированию аптечного рынка, а с 2011 г.. Правила работы на аптечном рынке Венгрии изменились.

Так, в Венгрии владеть аптечным учреждением ныне разрешено только фармацевту (в период дерегулирования рынка открыть аптеку мог каждый желающий). А тем владельцам, которые успели открыть аптечный бизнес в период законодательной «оттепели», но не имеют соответствующего диплома, предписано до начала 2017 продать его или закрыть. Расстояние между аптеками теперь должно быть не менее 300 м, одна аптека обслуживает 4,5 тыс. Жителей. В больших городах требования немного мягче: расстояние между аптеками - не менее 250 м, и на одну аптеку приходится 4 тыс. Жителей. Кроме того, в венгерской аптеке запрещено проводить акции, вручать призы, подарки и делать скидки для клиентов.

Между тем, необходимо отметить, что перед тем как в республике Польша был принят закон «О внесении изменений в Закон« О фармацевтическое право »от 06.09.2001 года», был осуществлен ряд предварительных мер, в частности, в 2011 Законом Республики Польша « о возмещении расходов на лекарства, продукты питания особого пищевого назначения и медицинские изделия »введена реимбурсация, также этим законом установлен запрет на продвижение лекарственных средств, включенных в систему реимбурсации. Фактически запрещены маркетинговые соглашения и другие стимуляторы продажи, разрешаются только информационные визиты к медицинским работникам. Тем самым приняты меры по снижению стоимости лекарств.

Кроме того, в Польше обсуждается инициатива относительно запрета рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и диетических добавок.

На сегодня Украина прошла основные этапы. Во-первых, Законом Украины «О государственных финансовые гарантии медицинского обслуживания населения» введена реимбурсация. И, во-вторых, МЗ представлены на обсуждение законопроект о запрете рекламы лекарственных средств, в том числе безрецептурных.

Поэтому, по мнению автора, логичным шагом станет подготовка в Украине соответствующего законопроекта, в котором на выполнение задач по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и положений Соглашения об ассоциации Украины с ЕС о правилах конкуренции в отдельных сферах, а именно в сфере фармацевтической деятельности по розничной торговли лекарственными средствами, следует предусмотреть внесение изменений и дополнений, в частности, относительно:

  • установление пешеходной доступности между аптеками;
  • ограничение количества аптек на одного субъекта хозяйствования;
  • запрета основателям заниматься другими видами деятельности, кроме аптечной;
  • установление ограничений на учреждение аптечных учреждений для лиц, не имеющих фармацевтического образования;
  • обеспечение мотивации на внедрение видов деятельности, связанных с аптечным производством и оборотом контролируемых веществ.

В случае игнорирования европейского опыта по регулированию розничной аптечной деятельности на аптечном рынке в результате дерегуляции будут продолжаться процессы его монополизации со всеми элементами злоупотребления монопольным положением и нарушений экономической конкуренции, с последующими нерыночными способами закрытия аптечных заведений, уменьшением потребности в персонале с фармацевтическим образованием и, в дальнейшем все равно введением процессов регуляции, но не демократическим способом.

Виталий Пашков,
доктор юридических наук, профессор

Похожие

Проверка (только ClaroRead Pro)
... ию и исправлять ошибки, которые могли возникнуть при преобразовании документа в текст (например, при распознавании OCR). Это означает, что во время чтения отсканированного документа это будет исправлено. Вы можете редактировать документ, однако, если вы хотите больше работать с документом, мы рекомендуем сохранить его как документ Word и отредактировать его в приложении Word. Вы можете включить параметр «Проверка», установив флажок «Проверить документ перед сохранением» в настройках на
Как стать тестером программного обеспечения?
Как выглядит тестер программного обеспечения? какие навыки начать? ты должен уметь кодировать? перспективы и заработок? Работа тестировщика программного обеспечения - о чем это? Проще всего проверить программное обеспечение перед его продажей и предотвратить ошибки, которые могут возникнуть во время его использования. В частности, это поиск, обнаружение, проведение исследований и, самое главное, обучение программному обеспечению,
Складская программа в облаке
... сетей и многопрофильных компаний Работа в облаке означает, что одна складская программа ILUO BIZNES может обслуживать множество филиалов. Работа происходит на общих данных. В то же время, очень продвинутая система авторизации обеспечивает доступ к строго определенным ресурсам (например, счета, выставленные только данным магазином, доступ к складу, назначенному филиалу компании и т. Д.). ILUO BIZNES - современная программа для мобильных людей Доступ к программе

Комментарии

Какие последствия это имеет?
Какие последствия это имеет? а) в случае продукции, имеющей знак СЕ - должна быть эффективно выбрана «система оценки и проверки постоянства характеристик». b) в случае продукции, отмеченной знаком B, следует выбирать «систему оценки соответствия». В случае продуктов, имеющих знак CE, система оценки выбирается из согласованного стандарта, а в случае продуктов, имеющих знак B, - из юридического акта или технической апробации. В настоящее время действующим правовым актом является
Перспективы и заработок?
Какие же мы наблюдаем последствия процессов дерегуляции розничного аптечного рынка? Во-первых, уменьшилась доля коммунальных аптек (количеством государственных аптек можно пренебречь, учитывая, что их осталось очень мало). Например, если в 1999 году. С 14 тыс. Аптечных учреждений в коммунальной собственности находилось 56%, то уже в 2018 г.. С 16,2 тыс. Аптек и 4,3 тыс. Аптечных пунктов в коммунальной собственности осталось 12,6%. В количественном измерении (рисунок):

Почему лекарства продолжают дорожать?
Что происходило ранее и происходит сегодня?
Какие же мы наблюдаем последствия процессов дерегуляции розничного аптечного рынка?
У оппонентов может возникнуть вопрос: если на розничном аптечном рынке все так плохо, то почему отсутствует реакция Антимонопольного комитета Украины (АМКУ)?
Почему это так?
Возможно, это и есть результат маркетинговых соглашений?
Как выглядит тестер программного обеспечения?
Какие навыки начать?
Должен уметь кодировать?