вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Банкротство в строительстве, несмотря на бычий рынок

  1. Строительный цикл
  2. Жилищное строительство
  3. Проблема с работниками
  4. средства правовой защиты

Хотя строительная отрасль переживает бычий рынок, число банкротств в этом секторе растет. Это не новое явление - оно было похожим в 2012-2014 годах. Это сектор, особенно подверженный изменениям в деловом цикле. Бычий рынок повышает рост цен на материалы и заработную плату, но компании не могут повышать цены, потому что они ограничены контрактами. Хотя строительная отрасль переживает бычий рынок, число банкротств в этом секторе растет

Увеличение количества банкротств в строительной отрасли сигнализирует Euler Hermes, специализирующийся на страховании торговой дебиторской задолженности. В первом полугодии количество неплатежеспособностей в отрасли увеличилось на 22 процента. по сравнению с первым полугодием 2017 года. Всего на строительство приходится не менее 40 процентов. количество банкротств всех польских предприятий.

Продажи строительно-монтажного производства растут, но это требует больших капиталовложений и не всегда выгодно, что связано с ростом затрат. Возможности пересмотра цен невелики, продолжительны и обычно требуют судебного решения. В результате некоторые подрядчики отказываются от невыгодных контрактов, поскольку в результате штрафы ниже, чем потенциальные убытки в случае продолжения инвестиций. Проблемы с ликвидностью одной компании вызывают проблемы у поставщиков строительных материалов, транспортных и специализированных услуг.

Согласно программе Euler Hermes по отраслевому анализу, реализация дебиторской задолженности в строительной отрасли улучшилась лишь незначительно по сравнению с предыдущим годом, и этот сектор по-прежнему остается худшим в этом отношении, требуя самого продолжительного, примерно трехмесячного, кредитования от поставщиков. Кроме того, величина убытков, связанных с постоянно нерегулируемой дебиторской задолженностью за поставленные строительные материалы, остается на постоянном высоком уровне 12-13 процентов. стоимость всей дебиторской задолженности.

Эта проблема также анализируется Coface, также страхующей дебиторскую задолженность. По ее словам, средняя задержка платежей в строительстве достигает 116 дней, что на 32 дня больше, чем в прошлом году. Проблемы с ликвидностью усугубляются изменениями налогового законодательства, такими как возврат НДС или разделенный платеж ,

Строительный цикл

Рыночная экономика переживает деловые циклы, в то время как строительный сектор гораздо более изменчив, чем в промышленности или сфере услуг. С одной стороны, это связано с сезонностью - холодная или мягкая зима влияет на строительно-монтажное производство в четвертом квартале, особенно в первом квартале. С другой стороны, строительная и сборочная отрасль питается государственными деньгами, включая фонды ЕС, приток которых также носит циклический характер. За последние 12 лет были кварталы, когда строительно-монтажное производство выросло почти на 50% по сравнению с тем же кварталом предыдущего года (например, в первом квартале 2007 года), а также те, в которых оно сократилось более чем на 20%. (Второй квартал 2013 года).

Такие сильные колебания коррелируют со всем экономическим циклом (в течение 49 кварталов в 2006-2018 гг Такие сильные колебания коррелируют со всем экономическим циклом (в течение 49 кварталов в 2006-2018 гг. Коэффициент корреляции квартальной динамики ВВП и продаж строительного и сборочного производства составил 76%), но были также ситуации, когда производство росло двузначными темпами, и динамика ВВП был ниже среднего показателя в долгосрочной перспективе (например, начало 2012 года). Были также периоды, когда строительно-монтажное производство падало, несмотря на улучшение динамики всей экономики (например, в 2010 году).

Этот сектор тесно связан с инвестиционными расходами, включая государственные инвестиции. В 2016 году инвестиции сократились, в том числе государственные, и это сказалось на состоянии строительства. В 2017 году инвестиции начали расти, хотя и более низкими темпами, чем ожидалось. В первом квартале 2018 года они увеличились на 8,1 процента. по сравнению с первым кварталом 2017 года и за первые пять месяцев 2018 года расходы на недвижимость (инвестиции) из центрального бюджета составили почти 60%. выше (в текущих ценах), чем в соответствующем периоде предыдущего года, а инвестиции органов местного самоуправления более чем на 80%. выше, чем год назад.

То есть увеличение обусловлено, в частности, низкой базой в 2016-2017 гг. Через два года начались центральные инвестиции, что увеличило спрос на строительные услуги.

Строительство - это отрасль, в которой доминируют малые и средние предприятия. Есть также крупные компании, финансовое состояние которых во многом зависит от публичных тендеров. Рынок государственных закупок в Польше составляет около 120-150 млрд. Зл. В год, из которых более 1/3 приходится на строительство. Если добавить к этому заказу инвестиции, осуществляемые государственными казначейскими компаниями, то получается, что для крупных строительных компаний государственные контракты являются наиболее важным источником дохода. То, как они организованы, влияет на состояние строительных компаний. Компании борются за контракты с низкими ценами предложения, иногда нереальными, особенно когда цены на рабочую силу, строительные материалы, энергию и топливо растут. Хотя закон о государственных закупках не заставляет вас выбирать самые дешевые предложения, но другие критерии, помимо цены, неоднозначны, и лица, принимающие решения, редко решают их включить.

Более крупные компании, чтобы выполнить договор, берут дешевых субподрядчиков, для которых обязательства выполняются в последнюю очередь (после налоговых обязательств и обязательств по социальному обеспечению, обязательств перед работниками и банками), что, в свою очередь, создает проблемы для тех небольших предприятий, которые не могут обеспечить соблюдение вовремя.

Несколько крупных строительных компаний также сообщили о потерях по государственным контрактам. В качестве примера можно привести компанию Polimex Mostostal, которая в 2014 году зафиксировала убыток в размере 153,23 млн. Зл., А годом ранее - 260,89 млн. Зл. Компания была спасена от банкротства Агентством промышленного развития (ARP), которое осенью 2014 года приобрело облигации конвертируемых компаний на сумму 131,5 млн злотых.

Не случайно, что в 2012 году пик государственных инвестиций (когда расходы, финансируемые из средств ЕС с точки зрения бюджета на 2007–2013 годы и строительных работ, связанных с Евро-2012) совпал с рекордной волной банкротств в строительстве - 218 компаний объявили о банкротстве.

Хорошей новостью является то, что этот рекорд не будет превышен в этом году. Плохая новость заключается в том, что если эта тенденция сохранится, в следующем году обанкротится больше компаний, чем в 2012 году.

Жилищное строительство

Помимо инвестиций в инфраструктуру, жилищное строительство является вторым по важности направлением строительно-монтажного производства. Здесь также есть глубокие колебания. Например, в 2003 году было введено 66,6 процента. больше квартир, чем годом ранее, а в 2004 году на 33,5 процента. меньше, чем годом ранее.

В 2017 году было сдано в эксплуатацию рекордное количество квартир, начиная с 1991 года. За последние 28 лет в 1996 году было введено меньше всего квартир - 62130. Стоит отметить, что в то же время это был год очень высокого роста ВВП.

Этот год будет еще лучше для жилищного строительства, чем предыдущий. По предварительным данным, в первом полугодии введено в эксплуатацию 83217 жилищ - на 6,3 процента. больше года назад. Больше на 8,9 процента. Квартиры были введены в эксплуатацию девелоперами, а индивидуальными инвесторами больше на 1,1 процента. Это 97,5 процента. из всех жилищ, построенных за шесть месяцев 2018 года. В то время было построено только 490 муниципальных квартир и 73 квартиры, что было намного лучше, чем годом ранее.

Подъем в жилищном строительстве может продолжиться в следующем году, так как в первой половине 2018 года были выданы разрешения или был представлен проект строительства 132285 жилищ, то есть на 1,4 процента. больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Разрешения на строительство для наибольшего количества квартир получили инвесторы, которые строят для продажи или аренды - 82607 квартир, а индивидуальные инвесторы - 46503 квартиры.

По данным НБП, стоимость вновь выданных жилищных кредитов без согласованных соглашений в первом квартале 2018 года составила 11,9 млрд. Зл. И была выше на 11,8%. по стоимости кредитов в четвертом квартале 2017 года и на 8,9 процента. к первому кварталу 2017 года.

Бум в жилищном секторе подтверждается ростом цен на жилье (за кв. М) в прошлом году. В Варшаве цены на сделки выросли на 5,3 процента, в Кракове - на 7,3 процента, в Гданьске - на 12,8 процента. В отчете НБП подчеркивается высокая доходность девелоперских компаний.

Жилищный сектор лишь незначительно ответственен за банкротство строительных компаний. Но жилищный бум увеличивает расходы на оплату труда, услуги и строительные материалы.

Проблема с работниками

На одну работу, предлагаемую в строительной отрасли, заявлено в среднем 0,01 кандидата. Никогда еще в строительстве не было так легко устроиться на работу, а нехватка персонала никогда не была такой большой.

На одну работу, предлагаемую в строительной отрасли, заявлено в среднем 0,01 кандидата. Никогда еще в строительстве не было так легко устроиться на работу.

В июле 2018 года целых 78 процентов. Строительные компании хотели нанять новых сотрудников, но предложение специалистов вдвое меньше, чем год назад. По оценкам строительных компаний, в отрасли наблюдается дефицит в 150 000 человек. работников, а безработица в этой отрасли составляет всего 2,8 процента. и их можно рассматривать как техническую безработицу - определенная группа работников всегда находится в процессе смены или поиска работы. Большинство рабочих мест в строительстве находятся в следующих провинциях: mazowieckie, ąl dolskie, dolnośląskie и małopolskie.

Недостаток персонала в строительных компаниях приводит к покупке сотрудников и повышению ставок вознаграждения. Средний тариф в отрасли составляет 16,17 злотых за нетто-час, в Мазовецком воеводстве - 19 злотых, а в Варшаве - 20 злотых. Штукатур может рассчитывать до 35 злотых в час нетто, а электрики и стальные крепежи - 20-21 злотых.

Проблема с нехваткой работников (смягчается притоком иностранных работников), с одной стороны, повышает затраты и снижает рентабельность строительных компаний, с другой - делает невозможным выполнение контрактов, что может привести к контрактным штрафам, которые могут привести к банкротству.

По данным Центрального статистического управления, в первом квартале 2018 года показатель рентабельности чистого оборота улучшился - с минус 1,1%. в первом квартале 2017 года до + 0,8 процента. в первом квартале 2018 года, но по сравнению с другими отраслями он был очень низким. Валовые затраты на оплату труда в строительстве составили в прошлом году 15,8%, а среди малых предприятий - до 49 человек - 13,9%.

средства правовой защиты

Министерство предпринимательства и технологий готовит законопроект, который решит проблему узких мест оплаты и поможет компаниям с проблемами ликвидности. Установленные сроки исполнения контракта должны быть сокращены, в то время как малым предприятиям будет отдано предпочтение - более крупные подрядчики не смогут устанавливать длительные периоды оплаты счетов в контрактах. Просто в 2013 году был принят закон, регулирующий проблему перегруженности, который ограничил срок оплаты до 60 дней между компаниями и 30 днями с государственными организациями. Несмотря на это, проблема заторов и нехватки ликвидности нарастает, и это особенно касается строительной отрасли.

Еще один законопроект, который должен помочь отрасли, готовится министерством юстиции. Предполагается создание дорожного фидуциарного счета. В соответствии с Законом, инвестор будет нести солидарную ответственность с подрядчиком за выплату вознаграждения за счет субподрядчиков за строительные работы. Крупные строительные компании, которые выигрывают тендеры на дорожные работы, по требованию GDDKiA, не будут получать прямые деньги, но платежи будут идти на фидуциарный счет в банке. Оплата последующих траншей дебиторской задолженности будет возможна на основании свидетельства строительного инспектора о том, что данный этап работ был выполнен.

Также должна быть сформирована Комиссия по дорожным инвестициям, состоящая из одиннадцати специалистов в области машиностроения, юриспруденции и финансов, что должно предотвратить необоснованные сомнения со стороны генеральных подрядчиков в отношении качества работ, выполняемых их субподрядчиками, и лишить их части оплаты.

Если этот проект вступит в силу, может оказаться, что проблемы с ликвидностью переместятся на более высокий уровень - крупным строительным компаниям.

Оба проекта являются попыткой решить проблемы за счет большего вмешательства и контроля со стороны государства. Скорее следует подумать о том, как сгладить колебания в строительном цикле. Речь идет о плавном расходовании средств ЕС по всей бюджетной перспективе, а не о накоплении инвестиций в течение 2-3 лет.