вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Кружок «Шахматы» в ДОУ

  1. Шахматы для дошкольников: не рановато ли?
  2. Цель и задачи шахматного кружка
  3. Особенности организации занятия шахматного кружка
  4. Рекомендуемые сказки и рассказы для детей о шахматах и ​​шахматистов:
  5. Кружковая работа по шахматам: дидактические игры на занятиях
  6. шахматная избушка
  7. Большая и маленькая
  8. по росту
  9. Общее и отличное
  10. куча мала
  11. над головой
  12. шахматный колобок
  13. шахматная репка
  14. полна горница
  15. План-конспект занятия шахматного кружка для детей старшего дошкольного возраста

Как организовать кружковую работу по шахматам в средней и старшей группах здо

Шахматы - один из самых популярных интеллектуальных видов спорта с давними традициями. В то же время это универсальная игра, не имеет никаких ограничений по возрасту или физиологических особенностей игроков.

Игра в шахматы в дошкольном возрасте способствует:

  • развития зачатков логического и абстрактного мышления
  • улучшению памяти
  • формированию навыков критического самоанализа и самостоятельного принятия решений
  • воспитанию выдержки и ответственности.

Игра в шахматы помогает развить у детей способность действовать мысленно, которая предусматривает одновременную активизацию воображения, внимания, памяти и мышления. Наиболее интенсивно такая способность формируется именно в дошкольном возрасте.

Образовательная линия «Шахматы» определена в Базовом компоненте дошкольного образования как одна из четырех образовательных линий вариативной составляющей содержания дошкольного образования.

Игра в шахматы способствует подготовке детей к школе, помогает развить в них:

  • четкость и правильность мышления, логику
  • волевые качества
  • усидчивость
  • жажду к победе
  • способность воспринимать и усваивать большое количество информации.

Шахматы для дошкольников: не рановато ли?

Прежде чем разрабатывать программу кружка для средних и старших дошкольников, мы поставили перед собой следующие вопросы:

  • Для детей какого возраста лучше начинать проводить занятия по шахматам?
  • Уместны такие занятия для дошкольников?
  • Есть ли смысл учить дошкольников такой сложной игры? Как это лучше делать?

Искать ответы взялись в наработках педагогов, психологов, а также специалистов в шахматной деле. По результатам их исследований мы выяснили, что ранний старт обучения игре в шахматы вполне оправдан.

Выдающиеся шахматисты мира начали постигать азы этой древней игры очень рано. Так, кубинец Хосе Рауль Капабланка и россиянин Анатолий Карпов научились играть в шахматы еще в 4 года, Гарри Каспаров - в 5 лет. Наш соотечественник Руслан Пономарев начал играть в шахматы в 7 лет и в 18-летнем возрасте стал самым молодым чемпионом мира. Популярной эта игра была и среди творческих личностей. Свой досуг за шахматной доской проводили Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой.

Цель и задачи шахматного кружка

Работая над разработкой программы кружка «Шахматы»:

  • определите методы и приемы работы с детьми, формы и методы работы с родителями
  • составьте учебно-тематический план с учетом возрастных особенностей дошкольников
  • определите цель и задачи кружковой работы для каждой возрастной группы
  • изучите уровень интеллектуального развития дошкольников каждой группы
  • подберите игры и упражнения для обучения детей игре в шахматы.

Цель шахматного кружка в дошкольном учреждении:

  • прививать интерес к шахматной игры
  • знакомить с правилами ведения шахматной партии
  • учить правильно реагировать в случае как поражение, так и победы
  • развивать интеллектуальные способности
  • формировать умение работать в коллективе.

Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:

  • учить выполнять логико-математические операции, например синтез, анализ, сравнение, обобщение
  • обогащать словарный запас понятиями шахматную тематику
  • формировать умения -
    • понимать суть поставленной задачи и выполнять его самостоятельно
    • планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку
  • развивать -
    • способность к регулированию собственного поведения
    • волевые качества, необходимые для выполнения поставленной задачи
    • умение общаться со сверстниками, при этом не только выражать собственное мнение, но и слушать и слышать собеседника
    • мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию
  • расширять кругозор
  • воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.

Особенности организации занятия шахматного кружка

Программа кружка рассчитана на один год для старшей группы и на два года - для средней.

Каждое занятие шахматного кружка мы условно разделяем на три этапа:

подготовительный

продолжается до 10 мин и предусматривает повторение ранее изученного материала. Также на этом этапе педагог в зависимости от плана создает сюрпризный момент и «вводит» детей в игровой сюжет занятия

основной

продолжается 15-18 мин и предусматривает изучение и закрепление нового материала. Именно на основном этапе происходит развитие познавательной сферы дошкольников, формируются их творческие и коммуникативные способности, возникает тяга к конкуренции, соревнований и т.п.

итоговый

длится 5-7 мин и предусматривает подведение итогов занятия.

Во время образовательной работы педагогу следует ориентироваться прежде всего на детей, медленно усваивают материал. При необходимости с каждым дошкольником необходимо работать индивидуально, активно привлекая к сотрудничеству родителей. Переходить же к изучению нового материала можно только тогда, когда все дети усвоили разработанный ранее.

Каждое занятие в шахматном кружке делайте наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным и интересным. Для этого предлагайте детям различные виды деятельности, в частности дидактические и ролевые игры, викторины и тому подобное.

Проводите занятия в основном в игровой форме. При этом руководитель кружка выполняет функции не педагога, а старшего товарища, партнера в игре. Он создает для каждого ребенка ситуацию успеха, что вызывает у него положительные эмоции и желание и дальше играть в шахматы. Добиться этого можно с помощью игр-задач, дидактических игр и дидактических игр-инсценировок, в которых дети с удовольствием участвуют.

Одним из важных факторов интеллектуального развития детей является художественное творчество. Поэтому на занятиях шахматного кружка лепите, рисуйте, составляйте веселые истории, выдумывайте различные конкурсы (например, кто быстрее и правильнее разместит шахматные фигуры на доске) и др.

Дети лепят шахматные фигуры из пластилина или соленого теста. Затем украшают их пластилиновыми элементами «одежды». Так появляются новые шахматные фигурки в «платьях», «шлемах», с копьями в руках и тому подобное.

Чтобы разнообразить шахматные фигуры, предложите детям воспользоваться кистями и карандашами. Сначала с помощью трафарета они рисуют фигуру, а затем дополняют ее различными элементами. Например, конь, стоящий на траве, дорисовывать уздечку, пешки - руки, ноги, платье, превращая его таким образом на «волшебную принцессу». О каждой из фигур вместе с дошкольниками придумайте маленькую сказку.

Как легко и непринужденно погружать дошкольников в атмосферу занятий

Рекомендуемые сказки и рассказы для детей о шахматах и ​​шахматистов:

  • «Королевство восемь на восемь», Петроний Аматуни
  • «Шляпа гроссмейстера», Виктор Драгунский
  • «Молодцы и семидесяти искусств мало», узбекская народная сказка
  • «Полезная девочка», Григорий Остер
  • «Сказка о настоящих слонов», Александр Шаров
  • «Тигренок в шахматном королевстве», Татьяна Степная

Работа с родителями

Развитие интеллектуальных способностей каждого ребенка существенно зависит от участия в этом процессе ее родителей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей игрой в шахматы, мы предложите родителям участвовать в ней в качестве партнеров дома или и во время занятий шахматного кружка в заведении дошкольного образования. При необходимости руководитель шахматного кружка предоставляет родителям рекомендации, как самое интересное знакомить детей с шахматами.

Обычно мы работаем с родителями в следующие способы:

  • размещаем полезную информацию в родительском уголке
  • проводим индивидуальную работу - беседы, консультации и т.д.
  • организуем групповые родительские собрания
  • проводим шахматный турнир для родителей
  • привлекаем к участию в тематических праздниках и развлечениях.

На информационном стенде в родительском уголке мы размещаем методические рекомендации по обучению детей игре в шахматы, предоставляем перечень полезной литературы по этому вопросу, приводим примеры различных ребусов, загадок, стихов о шахматах.

Руководитель шахматного кружка часто проводит консультации для родителей на такие темы, как «Одаренные дети», «Папа, мама и я - шахматная семья»; беседы, анкетирование.

Готовя обед или ужин, можно предложить ребенку расставить разноцветные фигурные макароны на шахматной доске и поиграть в «макаронные шахматы». Также ребенку будет интересно вылепить шахматные фигурки из теста и придумать о каждой из них какую-то интересную историю. Это можно сделать во время приготовления пирожков или вареников. Совместно с ребенком целесообразно изготовить и шахматные игрушки и игры, например, шахматную матрешку, шахматные пазлы, кубики с изображением шахматных фигур на гранях, украшения на елку в форме шахмат и тому подобное.

Во время родительского собрания в начале учебного года мы знакомим родителей с целью и задачей шахматного кружка. В конце года отчитываемся перед ними о результатах этой работы, полученные путем мониторинга уровня усвоения дошкольниками программного материала. Инструментом проверки знаний детей является непосредственно игра в шахматы.

Обычно в начале учебного года дети совсем не владеют навыками игры в шахматы. Впрочем уже в конце года они умеют играть на высоком - 30%, достаточном - 60% и недостаточном уровне - 10% детей.

Шахматная игра прежде всего способствует формированию у детей способности одерживать победу над собой, своей слабостью, негативными эмоциями. Этому помогает доброжелательная партнерская атмосфера, царящая на занятиях нашего кружка, взаимопонимания между педагогом и воспитанниками и между самими детьми. А упражнения в сочинении интересных рассказов, выполнения дидактических упражнений, участие в играх дают возможность каждому ребенку почувствовать себя настоящим «генералом» шахматной армии, где побеждает сильнейший, умнейший, самый сообразительный.

Кружковая работа по шахматам: дидактические игры на занятиях

Волшебная котомка

Руководитель кружка прячет в сумку все шахматные фигуры. Дети по очереди опускают руку в мешочек и на ощупь отгадывают шахматную фигуру. Поэтому получают ее и проверяют, правильно ли они определили.

шахматная избушка

В игре участвуют шесть участников, каждый из них выбирает себе одну из белых шахматных фигур: от пешки до короля. Педагог ставит шахматную доску так, чтобы образовалась избушка. По его командой к ней «забегают» шахматные фигуры, управляемые детьми.

Сюжет можно менять. Так, на избушку могут напасть черные фигурки и разломать ее, а белые шахматы совместными усилиями ее восстановят. Декабрь продолжают до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Большая и маленькая

Педагог выстраивает перед детьми шесть различных шахматных фигур. Дети определяют самую высокую фигуру, называют ее и отставляют в сторону. Поэтому среди оставшихся, снова выбирают самую высокую и называют ее. Действия повторяют, пока все фигуры не будут названы. Так же проводят игру и для низких фигур.

по росту

Дети надевают наголовники с изображением шахматных фигур.

Педагог предлагает детям стать в такой последовательности, в которой размещены фигуры на шахматной доске.

Общее и отличное

Дети по очереди выбирают любые две шахматные фигуры и рассказывают, что между ними общего и чем они отличаются друг от друга (цвету, форме, величине).

куча мала

Педагог составляет все шахматные фигуры в одну кучу. Поэтому с закрытыми глазами выбирает одну из фигур и на ощупь угадывает ее, но умышленно называет неправильно. Дети указывают на ошибку, которую допустил педагог, и озвучивают правильное название фигуры. После этого дети играют в игру самостоятельно, поочередно вытаскивая фигуру из кучи.

над головой

Педагог показывает определенную шахматную фигуру. Тот из детей, кто знает ее название, поднимает такую ​​же фигуру над головой, затем называет фигуру.

шахматный колобок

С помощью шахматных фигур и шарики дети разыгрывают сказку «Колобок». Педагог помогает им распределить роли: дед - король, баба - ферзь, заяц - пешка, лисичка - лошадь, волк - слон, медведь - тура, а колобок - шарик. Дети называют все шахматные фигуры, от которых сбежал колобок. Впрочем в конце сказки лисичка не сыщешь колобка, ведь он и от нее также убегает.

шахматная репка

В центре стола руководитель кружка размещает репку - шарик. Рядом с ней две команды детей, каждая из шести участников, выстраивают по величине белые и черные шахматные фигуры (каждый участник ставит свою фигуру). Заранее дети распределяют роли между шахматными фигурами: дед - это король, бабка - ферзь, внука - слон, Жучка - лошадь, кошка - тура, мышка - пешка. По очереди участники «белой» команды должны назвать роль своей фигуры и поставить ее в правильном порядке от репы. После этого сказку воспроизводит «черная» команда.

полна горница

Игра предназначена для того, чтобы интересно собрать шахматные фигуры по завершению занятия.

Весь набор шахматных фигур педагог расставляет на столе, а рядом кладет клетками вниз раскрытую шахматную доску. Поэтому предлагает детям по очереди взять одну шахматную фигуру, назвать ее и положить «спать» в шахматной доски.

Уберите Ваш счастливый билет

План-конспект занятия шахматного кружка для детей старшего дошкольного возраста

Cмишарикы в интеллектуальном шахматном клубе «Что? Где? Когда? »

цель

  • закреплять знания о шахматах
  • формировать устойчивый интерес к игре в шахматы
  • развивать умение работать в коллективе
  • воспитывать усидчивость

Оборудование и материалы

  • 10 игровых полей - 4 с указанием на музыкальную паузу и 6 с вопросами шахматную тематику
  • мягкие игрушки - персонажи мультфильма «Смешарики» (или их изображения)
  • волчок
  • фишки
  • 6 конвертов с вопросами

Предыдущая работа

  • знакомство с историей возникновения шахмат
  • изучение правил игры в шахматы
  • чтение художественной литературы на шахматную тематику
  • творческая деятельность - лепка, рисование

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Игровой момент. Педагог рассказывает, что в гости к детям пришли Смешарики и показывает изображение или мягкие игрушки. Они пригласили детей поиграть в игру «Что? Где? Когда? ».

Викторина. Педагог: «Дети, Смешарики подготовили вам вопросы шахматную тематику. Вот посмотрите! Перед вами игровое поле, волчок и конверты с вопросами.

А теперь послушайте правила нашей игры. Мы раскручивать волчок, стрелка которого каждый раз указывать нам на конверт с вопросом от Смешариков. Я открывать конверты и зачитывать вам вопрос. Участник, который быстрее правильно ответит на него, получит фишку. В конце игры мы подведем итоги и определим эрудированных игрока. Вам понятны правила? (Да.) Тогда к игре ».

Руководитель кружка крутит волчок. Когда он останавливается на поле с указанием на музыкальную паузу, дети поют песню на шахматную тематику или слушают аудиозаписи песен.

Вопросы шахматную тематику (в конвертах):

  • Какую страну считают родиной шахмат? (Индия.)
  • Кто придумал эту игру? (Мудрец Сыса для своего ученика принца.)
  • Каких известных чемпионов по шахматам вы знаете? (Руслан Пономарев, Гарри Каспаров.)
  • Как называется игровое шахматное поле? (Доска.)
  • Шахматными фигурами какого цвета начинают игру? (Белого.)
  • Сколько пешек одного цвета размещены на шахматной доске в начале партии? (Восемь.)

Вывод. После того как дети ответили на все вопросы, вместе с дошкольниками педагог подводит итоги викторины и называет победителя. Смешарики, в свою очередь, благодарят ребят за интересную игру и дарят всем участникам раскраски.

Наталья Богомолова, воспитатель детского сада № 232, Днепр

Шахматы для дошкольников: не рановато ли?
Шахматы для дошкольников: не рановато ли?
Уместны такие занятия для дошкольников?
Есть ли смысл учить дошкольников такой сложной игры?
Как это лучше делать?
Где?
Когда?
Они пригласили детей поиграть в игру «Что?
Где?
Когда?