вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Высокая минималка к ФЛП докажет, или Кто в Украине стал больше зарабатывать

  1. значительное повышение
  2. законы экономики
  3. ФОПы растут
  4. Замкнутый круг ФЛП

Зарплаты не успевают за решениями правительства по повышению «минималки». Зато доходы ФЛП стабильно растут. О чем это может свидетельствовать?

За последние три года правительство подняло минимальную заработную плату более чем в три раза. Министры отчитываются, что это произвело положительный эффект на экономику и рынок труда. На самом деле никто в Украине еще не исследовал, в каких структурных изменений на рынке труда это привело.

Но открытые статистические данные свидетельствуют об усилении опасной тенденции: частный сектор не спешит поднимать неминимально з / п, в то же время доходы ФЛП динамично растут. Скорее всего, имеет место распространение практики использования ФЛП для оплаты труда, лишает социальной защиты уже сотни тысяч украинский.

С 1 января 2018 минимальная зарплата была повышена на 523 грн - до 3723 грн. Если учитывать темпы инфляции, это самый высокий уровень минимальной зарплаты за все время существования гривны.

Минимальная зарплата перед началом кризиса, в январе 2014 года, составляла 1218 грн. Если пересчитать ее в ценах декабря 2017 года, она будет эквивалентна нынешним 2786 грн.

Источник: Госстат, rada.zakon.ua, оценки VoxUkraine

Динамика повышения минимальных стандартов оплаты труда значительно быстрее, чем темпы восстановления экономики. В 2017 году показатель украинского ВВП был на 12% меньше, чем в 2013-м. После падения в 2014-2015 на 16% восстановления в следующие два года достаточно медленным ( в среднем чуть более 2% в год).

Источник: Госстат, rada.zakon.ua, оценки VoxUkraine

значительное повышение

Изменения стандартов минимальной оплаты труда влияют не только непосредственно на работников с низкими зарплатами. Связь является более сложным и, по заключению Международной организации труда Влияет на уровень зарплат в экономике в целом, приводит к изменениям в формальной и неформальной занятости, производительности труда и тому подобное.

Теоретически бизнес может реагировать на изменение минимальной зарплаты двумя способами: компенсировать такое увеличение через оптимизацию занятых людей или вводить технологии, которые позволяют использовать меньше наемного труда.

исследования показывают

Эмпирические исследования показывают, что влияние изменений минимальных зарплат по безработице не всегда очевиден. Например, на основе анализа данных за последние 17 лет издание Business Insider утверждает, что повышение минимальных зарплат в Великобритании ощутимо не повлияло на уровень занятости. Зато нобелевский лауреат Гарри Бейкер, который специализировался на исследованиях человеческого капитала, утверждал , Что увеличение минимальных зарплат сокращает занятость низкоквалифицированных работников.

Последние исследования Джонатана Мейера и Джереми Веста показали , Что следствием повышения минимальной зарплаты снижение темпов создания новых рабочих мест. Причем этот эффект является наиболее ощутимым для низкоквалифицированных работников и молодых людей, которые впервые "входят" на рынок труда.

Джефри Клеменс также исследовал влияние на эти уязвимые группы и пришел к выводу, что при повышении минимальной зарплаты количество рабочих мест для работников с низкой квалификацией сокращается через 2 года. Также он выяснил, что компании начинают больше использовать бесплатный труд. В частности, сокращается количество рабочих мест для молодежи и увеличивается количество интернов.

В статьи Александра Жолудя обобщенно исследования по минимальных зарплат в мире. В частности, указано, что существуют и противоречивые оценки относительно влияния минимальной зарплаты. Некоторые отмечает, что в случае роста зарплат в защищенном секторе (официальная зарплата) часть освобожденных перейдут на работу в альтернативный сектор, снижая уровень заплат для всех, кто там работает.

Эту гипотезу проверяли в ряде развивающихся стран, - они имеют значительно больший неформальный сектор, чем развитые страны. В некоторых работах описывается именно такой эффект, однако другие исследование показали результат, обратный теоретическом: рост зарплат в неформальном секторе после введения минимальных зарплат. Основным объяснением этому служит "эффект маяка" (lighthouse effect) - когда известна минимальная зарплата является для работников ориентиром, по которому, по их мнению, должен определяться размер зарплаты в неформальном секторе.

Для Украины эти эффекты рассматривала Александра Бетлий , Которая выяснила, что повышение стандартов оплаты труда может привести перевода работников на частичную занятость, сокращенный рабочий день, увеличение доли работников, находящихся в неоплачиваемых административных отпусках, и тому подобное.

законы экономики

Последние изменения минимальной заработной платы в Украине (2015-2017 годы) были достаточно радикальными - рост в 3,05 раза. Профильный министр социальной политики Андрей Рева отчитывался в конце прошлого года, увеличение уровня минимальной зарплаты привело к детенизации зарплат и уменьшение количества людей, которые получают минималку.

Но в этих достижений есть обратная сторона. Уровень средней зарплаты с учетом инфляции в экономике остался почти без изменений. Хотя номинально средняя официальная зарплата в Украине с 2013 по 2017 год выросла с 3265 до 6953 грн (по состоянию на ноябрь), все это повышение "съела" инфляция.

А минималка, даже с учетом инфляции, выросла на 47%. Это означает, что средняя зарплата тех, у кого она больше минимума, росла медленнее, чем цены, и в реальном выражении снизилась.

Источник: Госстат, 2017 - оценки VoxUkraine на основе пропорций в предыдущие годы

Исследований, выясняли бы, к каким изменениям в структуре занятости привело радикальное повышение минимальной зарплаты, еще нет. Как, собственно, и нет полных данных, которые бы отражали структуру рынка труда.

Чтобы увидеть, где работают почти 16500000 украинский, VoxUkraine сделал расчеты по данным о экономической активности населения , рынке труда , Показателей деятельности субъектов хозяйствования , 100 крупнейших госкомпаний и государственных банков (график 4). На основе этих данных мы можем проанализировать, как влияют решения по минимальной зарплаты на разные сегменты рынка.

Структура рынка труда в Украине по итогам 2016 года.

Структура рынка труда в Украине по итогам 2016 года

* К сегмента частных предприятий включены работники акционерных обществ, кроме тех, которыми владеет государство, обществ с ограниченной ответственностью, частных предприятий; "бюджетники" - работники органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и коммунальных организаций и учреждений; госкомпании - государственные и коммунальные предприятия, акционерные общества, которыми владеет государство, в том числе государственные банки. Если работник официально наемный на предприятии или в ФЛП, однако часть зарплаты получает «в конверте», он учтен в сегменте, где официально оформленным.

Источник: Госстат, Минэкономразвития, расчеты VoxUkraine

Решение о повышении минимальной зарплаты напрямую влияет на работников государственного сектора, по итогам 2016 это почти треть: 30,5% трудоустроены в органах власти, учреждениях и предприятиях государственной и коммунальной формы собственности (график 4).

В этом сегменте работники официально оформлены и имеют пакет социальных гарантий. Имплементация решение об изменении условий оплаты труда "бюджетникам" (18,6% занятых) лишь означает перераспределение бюджетных средств. Для госкомпаний (11,9%) имплементация такого решения может стать предвестником определенные изменения организационной структуры предприятия.

Размер частного сектора (43,4%) немного больше, чем государственный. Однако количество официально трудоустроенных людей в частном секторе (34,6%), которые получают "белую зарплату" и имеют социальные гарантии (официально наемные работники), сопоставима с государственным сектором.

Частный сектор более оперативно и "логично" реагирует на экономические обстоятельства (в данном случае - на повышение минималки), и такая тенденция достаточно опасна. Для того чтобы экономить на налогах и иметь большую гибкость в отношениях с наемными работниками, компании выплачивают зарплату "в конвертах" или заключают с работниками договоры, как с частными предпринимателями (ФОПами).

Это не только и не столько вопрос недополучения налоговых поступлений. Большая проблема, что такие работники не имеют никаких социальных гарантий ни относительно будущей пенсии, ни о больничных и отпусков.

Чаще всего используются ФОПы третьей группы плательщиков единого налога . В таком случае объем налогов, которые нужно платить государству, значительно ниже. Например, в 2017 году, чтобы оплатить работнику нетто заработную плату в размере 10 000 грн ( «на руки»), если работник является ФОПом, предприятие должно перечислить в бюджет и фонды социального страхования 1267 грн (13%), а для наемного работника - 5200 грн (52%). Выгода для бизнеса здесь очевидна - значительно меньшие расходы на наемный труд.

Ни один государственный орган не оценивал, какая часть ФЛП действительно являются предпринимателями, а какая - наемными работниками. Однако очевидно, что количество последних уже является весомой частью рынка труда.

по данным Госстата , Годах общее количество ФЛП превышала 3 млн. Несмотря на отсутствие социальных гарантий, наемные работники все больше готовы работать на условиях ФОТ.

К этому еще надо добавить теневой сектор - люди, которые вообще не оформлены и получают зарплату "в конвертах", или осуществляющих предпринимательскую деятельность, однако официально не оформлены как ФОПы ().

Очевидно, что в таком случае работники не имеют никаких социальных гарантий. Есть еще и другие ситуации, когда человек официально оформлена только на минимальную зарплату, а остальное получает "в к

ФОПы растут

В статистике доходов доходы ФЛП отражена по статье "валовая прибыль, смешанный доход". Этот показатель имеет устойчивый тренд роста (график 5). По предварительным оценкам, средний доход ФЛП (формально и неформально занятых) в 2017 году составил около 160 000-170 000 грн в год. С учетом инфляции это почти на четверть больше, чем показатели 2013 года.

В отличие от наемных работников, ФОПы гораздо быстрее смогли адаптироваться к условиям кризиса. Падение их реальных доходов (с ура

Источник: Госстат, 2017 - оценки VoxUkraine на основе пропорций в предыдущие годы

Доходы ФЛП (формально и неформально занятых) после кризиса составляли от% до 19% общего объема доходов. В то же время доходы от заработной платы составляют около 40%.

Если считать, что структура доходов от заработных плат пропорционально количеству наемных работников, то можно сделать вывод, что доходы ФЛП уже сопоставимы с объемом "белых" зарплат в частном секторе.

Замкнутый круг ФЛП

Структуру рынка труда, которая сложилась в Украине, уже нельзя игнорировать. Принимая решение, чиновникам надо учитывать, что частный сектор работает по реальным законам экономики.

И его реакция на изменение минимальной зарплаты принципиально отличается от реакции государственного сектора, где все сводится к перераспределению бюджетных средств. Частный бизнес пытается оптимизировать свои расходы, чтобы выжить в условиях кризиса и остаться конкурентоспособным.

Поэтому более жесткие условия для оплаты труда официально трудоустроенных сотрудников толкают бизнес к использованию ФЛП или выплат зарплаты "в конвертах". Для Украинской это означает, что рабочих мест, которые дают социальные гарантии, на рынке труда будет становиться меньше.

Когда многие компании используют ФОПы и зарплаты "в конвертах", на рынке фактически возникает "плохой статус-кво". Тем, кто использует такие схемы, это позволяет значительно снизить себестоимость. В остальных компаний, которые официально трудоустраивают своих сотрудников, при прочих равных условиях себестоимость будет существенно больше.

Поэтому они будут проигрывать конкуренцию тем, кто оптимизирует расходы из ФОПы и "конверты". Соответственно, чтобы не проиграть конкуренцию, компании все больше будут переходить на использование ФЛП.

Решать эту проблему проверками и инспекциями по охране труда вряд ли целесообразно, потому что расходы и административную нагрузку для такого количества проверок будут неоправданными, а коррупционные риски - высокими.

В 2019 году состоятся президентские и парламентские выборы, и предвыборные кампании уже начались. Повышение стандартов оплаты труда почти всегда предшествовало выборам. Это неудивительно, от таких решений выигрывают работники, занятые в государственном секторе, а это почти треть рынка труда.

Мы хотим, чтобы следующее решение власти об изменении стандартов оплаты труда опиралось на анализ затрат и выгод и частного сектора и разрабатывалось с пониманием, что экономически необоснованное повышение может "вытолкнуть" миллионы украинский за периметр рынка труда с социальными гарантиями.

Татьяна Тищук, руководитель и редактор проекта iMoРe

VoxUkraine , Специально для ЭП

О чем это может свидетельствовать?