вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Что такое инфляция?

  1. Универсальный рост цен В рыночной экономике цены на товары и услуги постоянно меняются: одни растут,...
  2. Разные люди, разные расходы
  3. Стоимость корзины товаров в данном году по сравнению с предыдущим годом
  4. Инфляция в зоне евро
  5. Инфляция и стабильность цен и ЕЦБ
  6. Сопоставимость данных из разных стран
  7. Доля отдельных продуктов в HICP
  8. Доля основных категорий продуктов в HICP
  9. Кто занимается расчетом HICP
  10. Инфляция в цифрах
  11. Факторы, формирующие текущий уровень инфляции
  12. Интерактивные диаграммы
  13. Таблицы, показывающие инфляцию по странам и группам товаров
  14. Восприятие инфляции
  15. Инфляция является средним из многих различных ценовых изменений

Универсальный рост цен

В рыночной экономике цены на товары и услуги постоянно меняются: одни растут, другие падают. Однако мы говорим только об инфляции, когда имеем дело с повсеместным ростом цен, а не с ростом цен на отдельные товары или услуги. В результате инфляции за 1 евро вы можете покупать все меньше и меньше. Другими словами, с течением времени стоимость 1 евро падает.

Не все изменения цен одинаково важны

При расчете среднего роста цен больший вес уделяется таким продуктам, как энергия, на которые мы тратим больше денег, чем тем, на которые мы тратим меньше, таким как сахар или почтовые марки.

Разные люди, разные расходы

Каждое домохозяйство по-разному показывает свой доход: одни водят машину и едят мясо, другие пользуются только общественным транспортом или вегетарианцами. Поэтому при расчете инфляции доля отдельных товаров и услуг определяется на основе средней структуры расходов всех домашних хозяйств.

При измерении инфляции учитываются все товары и услуги, используемые домохозяйствами, в том числе:

  • товары повседневного спроса (например, продукты питания, газеты, бензин);
  • товары длительного пользования (например, одежда, компьютеры, стиральные машины);
  • услуги (например, парикмахерская, страховка, аренда квартиры).

Стоимость корзины товаров в данном году по сравнению с предыдущим годом

Все товары, потребляемые домохозяйствами в течение определенного года, образуют так называемые потребительская корзина. Каждый компонент корзины имеет цену, которая может меняться со временем. Годовой уровень инфляции рассчитывается путем сравнения значений корзины в данном месяце и в том же месяце предыдущего года.

Пример расчета инфляции * Годовые расходы Цена
(базовый год) Цена
(год спустя) Цена
(два года спустя) унитарная единица общая единица всего 150 буханок хлеба 1,50 евро 225 евро 1,30 евро 195 евро 1,60 евро 240 евро 100 чашек кофе 2,40 евро 240 евро 2,40 евро 240 евро 2,15 евро 215 евро 12 парикмахерских назначений 20,00 евро 240 евро 22,00 евро 264 евро 23,00 евро 276 евро 1 зимняя куртка 145,00 евро 145 евро 176,00 евро 176 евро 160,00 евро 160 евро Общая стоимость корзины 850 евро 875 евро 891 евро. Индекс цен 100,0 102,9 104,8 Уровень инфляции 2,9% 1,8%

* Инфляция цен на потребительские товары и услуги в зоне евро рассчитывается ежемесячно Евростатом. Гармонизированный индекс потребительских цен (HICP), который включает в себя корзину из примерно 700 товаров и услуг, показывает, сколько средняя семья в зоне евро тратит на товары, включенные в эту корзину. Полный список продуктов HICP и текущих уровней инфляции (только на английском)

  1. Мы составляем список продуктов в корзине и записываем их количество, приобретенное за определенный год (так называемый базовый год). В нашем примере в этот список входят только хлеб, кофе, парикмахерские и зимние куртки.
  2. Мы рассчитываем общие расходы на каждый продукт, умножая его количество на цену: 150 батонов х 1,50 евро = 225 евро 100 чашек кофе х 2,40 евро = 240 евро и т. Д.
  3. Мы суммируем общие цены всех продуктов, чтобы получить общую стоимость потребительской корзины. В нашем примере в базовом году это 850 евро.4. Мы повторяем расчеты из пунктов 2 и 3 для последующих лет.
  4. Мы повторяем расчеты из пунктов 2 и 3 для последующих лет. В нашем примере после первого года некоторые цены изменились. Общая стоимость корзины увеличилась до 875 евро. После второго года - до 891 евро.
  5. Мы делим общую стоимость корзины в последующие годы на стоимость в базовом году, а затем делим результат на 100. Год спустя: 875 евро ÷ 850 евро х 100 = 102,9.
  6. Процентное изменение уровня цен в данном году по сравнению с предыдущим годом представляет собой годовой уровень инфляции, в нашем примере после года уровень инфляции составляет 2,9%. Метод расчета: индекс цен в данном году минус индекс цен в предыдущем году (102,9 - 100), деленный на индекс цен в предыдущем году (100) и умноженный на 100. После следующего года уровень инфляции составляет (104,8 - 102, 9) ÷ 102,9 х 100 = 1,8%.

Инфляция в зоне евро

Гармонизированный индекс цен

В зоне евро инфляция потребительских цен измеряется Гармонизированным индексом потребительских цен (HICP). Этот показатель определяется как гармонизированный, так как все страны ЕС используют одну и ту же методологию для расчетов. Это позволяет сравнивать данные разных стран друг с другом.

Инфляция и стабильность цен и ЕЦБ

Основной целью ЕЦБ является поддержание стабильности цен. Согласно принятому определению, стабильность цен возникает, когда годовой уровень инфляции ГИПЦ ниже, но близок к 2% в среднесрочной перспективе. Почему поддержание стабильности цен так важно (только на английском)

Сопоставимость данных из разных стран

До введения евро каждая страна рассчитывала инфляцию, используя свои собственные методы и процедуры. Единая валюта создала потребность в измерении инфляции для всей зоны евро без пробелов в информации и дублирования данных таким образом, чтобы можно было сравнивать национальные данные друг с другом. Для этого были введены индекс HICP и набор обязательных стандартов.

Доля отдельных продуктов в HICP

Влияние изменений цен на различные продукты на индекс ГИПЦ зависит от того, сколько домохозяйств тратят на эти продукты в среднем.
Пример кофе: доля кофе (включая чай и какао) в ГИПЦ составляет 0,4%. Это означает, что изменение цены на кофе не окажет существенного влияния на общую стоимость ГИПЦ.
Пример бензина: хотя доля бензина (вместе с другими автомобильными горюче-смазочными материалами) в ГИПЦ выросла на 4,6%, это означает, что изменение цены на бензин на определенный процент будет иметь в десять раз большее влияние на ГИПЦ, чем такое же изменение в цене на кофе.

Доля основных категорий продуктов в HICP

Как рассчитать HICP

  1. Сбор ценовых данных - Каждый месяц наблюдатели цен собирают около 1,8 млн. Ценовых данных. Это происходит в более чем 200 000 торговых точек в почти 1 600 больших и малых городах по всей зоне евро. Каждая страна собирает данные о примерно 700 типичных товарах и услугах; Точное количество протестированных продуктов может отличаться. Цены на каждый товар указаны в разных точках продаж, расположенных в разных регионах. Например, данные о ценах на книги включают в себя различные книжные публикации (художественные, научно-популярные, энциклопедические издания и т. Д.), Продаваемые в книжных магазинах, супермаркетах и ​​интернет-магазинах. более (только на английском)
  2. Доли отдельных товарных категорий зависят от процента расходов в среднем домашнем бюджете. Чтобы индекс цен отражал текущую структуру расходов, эти акции регулярно обновляются. Они рассчитываются на основе результатов опросов, в которых респондентов просят сэкономить. Доли соответствуют средним национальным значениям, включая расходы всех групп потребителей (богатых и бедных, молодых и пожилых и т. Д.). более (только на английском)
  3. Доли отдельных стран зависят от процентной доли общих потребительских расходов в зоне евро. более (только на английском)

Кто занимается расчетом HICP

Для отдельных стран зоны евро индекс ГИПЦ рассчитывается их собственными статистическими управлениями.

Для зоны евро расчеты проводятся Евростатом, статистическим бюро Европейских сообществ. Евростат рассчитывает ГИПЦ для зоны евро в целом на основе данных, предоставленных национальными статистическими управлениями. Кроме того, Евростат контролирует соответствие национальных данных действующим стандартам и, таким образом, обеспечивает качество статистики. Подробности на Сайт Евростата, посвященный ГИПЦ (не доступно на польском языке)

Инфляция в цифрах

Инфляция потребительских цен в зоне евро с 1961 года.

В 1970-х и 1980-х годах инфляция во многих европейских странах была высокой. С середины 1990-х годов, благодаря подготовке стран к введению евро и монетарной политике ЕЦБ, темпы инфляции значительно ниже.

Факторы, формирующие текущий уровень инфляции

Не всегда бывает, что товары с наиболее изменяющимися ценами оказывают наибольшее влияние на общий индекс цен. Перевод в уровень инфляции также зависит от доли данного продукта в средних расходах домохозяйства.

Интерактивные диаграммы

Графики включают данные с 1996 года по сегодняшний день. Вы можете отслеживать инфляцию в данной стране и смотреть на конкретные категории продуктов. После выбора точки на временной шкале вы можете просмотреть анимацию, показывающую инфляцию в ближайшие месяцы.

Таблицы, показывающие инфляцию по странам и группам товаров

Таблицы, показывающие инфляцию по странам и группам товаров

Восприятие инфляции

Опросы потребителей показывают, что инфляция часто оказывается выше, чем она есть на самом деле. Что влияет на восприятие инфляции? Научная работа показала наличие следующих закономерностей:

  • Больше внимания уделяется повышению цен, чем их снижению или отсутствию изменений. Также давно вспомнили, что цены выросли. Однако стабильные и падающие цены также учитываются при расчете среднего уровня инфляции.
  • Изменения цен на продукты, часто покупаемые за наличные, более заметны. В последние годы цены на некоторые часто приобретаемые товары и услуги (включая бензин, хлеб и автобусные билеты) демонстрируют рост выше среднего. Размышляя об инфляции, мы часто слишком много внимания уделяем изменениям цен на эти товары, что заставляет нас думать, что уровень инфляции выше, чем на самом деле.
  • Менее заметны изменения цен на товары, приобретаемые редко и оплачиваемые со счета. Мы тратим большую часть бюджета домохозяйства на товары и услуги, которые покупаются реже, например, на автомобили и праздники. Есть также товары, за которые мы платим со счета (прямым дебетом или постоянным заказом), например, арендная плата и телефонные счета. Размышляя об инфляции, мы часто не принимаем во внимание эти виды товаров и услуг и изменения в их ценах.

Инфляция является средним из многих различных ценовых изменений

Инфляция является средним из многих различных ценовых изменений

  • Индивидуальная инфляция. Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ) рассчитывается на основе средней корзины товаров и услуг, которая является результатом расходов всех домашних хозяйств. Тем не менее, есть фермы, которые из-за своей структуры расходов испытывают инфляцию выше среднего, что делает их сильнее затронутыми.

    Пример: при относительно сильном росте цен на бензин уровень индивидуальной инфляции в случае людей, управляющих автомобилем, может перевесить HICP, потому что их расходы на бензин выше, чем в среднем. Однако индивидуальная инфляция, испытываемая теми, кто редко пользуется или не пользуется автомобилем, будет ниже.

  • Инфляция рассчитана на один год, а человеческая память идет дальше. ГИПЦ обычно дается в виде ежегодного темпа роста. Это означает, что общий уровень цен в определенный период, например, в январе 2009 года, сравнивается с общим уровнем цен в том же периоде годом ранее, в данном случае в январе 2008 года. С другой стороны, люди сравнивают текущие цены с ценами, которые запомнились. несколько лет назад, так что даже при низкой годовой инфляции рост цен кажется значительным. Например, при годовом уровне инфляции HICP в 2% увеличение общего уровня цен в течение 10 лет будет более 20%.
  • Изменения цены и качества. Обычно мы рассматриваем изменение цен в результате инфляции, хотя иногда качество продукта меняется вместе с ценой. Поэтому при расчете HICP вычитаются изменения цены, возникающие в результате изменений качества.

    Пример: цены на автомобили выше, чем были раньше, но часто стандартное оборудование новых моделей включает элементы, которые ранее предлагались в качестве дополнительных, например, встроенную навигационную систему, кондиционер или подушки безопасности. В таких случаях повышение цен происходит отчасти из-за улучшения качества, а не только из-за инфляции. Если, скажем, цены на автомобили выросли в среднем на 5%, а 1% выше, тогда HICP будет включать увеличение этого продукта на 4%.

Что влияет на восприятие инфляции?