вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Трудоустройство инвалидов в медицинском учреждении

  1. Нормативные акты, регулирующие вопросы трудоустройства инвалидов
  2. Обязанности работодателей о трудоустройстве инвалидов
  3. Правила расчета количества рабочих мест для инвалидов
  4. Процедура регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов
  5. Отчет о трудоустройстве инвалидов
  6. Информирование о наличии вакантных мест для инвалидов
  7. Ответственность за нарушение требований по трудоустройству инвалидов
  8. Взыскание санкций за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов через суд
  9. Какую ответственность несет руководитель за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов
  10. Актуальное в журнале «Управление учреждением здравоохранения»:

Для трудоустройства инвалидов государство обязало работодателей выделять 4% рабочих мест среди штатных должностей. Всегда работодатель придерживается этих требований? Как государство контролирует выполнение этого требования законодательства? Воспользуйтесь калькулятором, чтобы правильно произвести расчеты.

Разработка и усовершенствование социальной политики в отношении лиц с инвалидностью - один из приоритетов государственной политики Украины. Возможность свободного трудоустройства инвалида едва ли не важнее ее составляющей, наряду с возможностью получить государственную помощь, пенсию, социальные услуги.

Согласно законодательству инвалид может трудоустроиться в качестве наемного работника и заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Законом запрещено отказывать лицу с инвалидностью в приеме на работу, не разрешено увольнять с работы или переводить на другую работу без получения согласия, мотивируя это проблемами со здоровьем человека.

Читайте также:    Заработная плата медицинских работников 2017   Читайте также: " Заработная плата медицинских работников 2017 "

Нормативные акты, регулирующие вопросы трудоустройства инвалидов

Инвалидом признается лицо со стойкими нарушениями здоровья, которые приводят к ограничению его жизнедеятельности. Юридически инвалидность удостоверяется заключению медико-социальной комиссии.

Основными документами, принятыми законодателями с целью регулирования вопросов трудоустройства инвалидов являются:

  • Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.1991 № 875XII (далее - Закон № 875);
  • Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 № 322VIII;
  • Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 № 2694XII.

Согласно этим документам лицам с инвалидностью гарантирована возможность участия во всех сферах жизни общества наравне со здоровыми его членами. Государство берет на себя обязанность создать им условия, позволяющие реализовать творческие и трудовые способности, учитывая при этом индивидуальные программы реабилитации. Работодателю запрещается увольнять инвалида, препятствовать его карьерному росту, переводить его на другую должность по мотивам инвалидности. Действие законов распространяется на государственные и коммунальные учреждения здравоохранения и физических лиц, оказывающих медицинские услуги как частные предприниматели и используют наемный труд.

Читайте также:    Аттестация врачей без прохождения предаттестационного цикла   Читайте также: " Аттестация врачей без прохождения предаттестационного цикла "

Обязанности работодателей о трудоустройстве инвалидов

Законодательство возлагает на работодателя ряд обязанностей по трудоустройству инвалидов в ЛПУ. Законом № 875 предусмотрено такие обязанности субъектов хозяйствования:

  • создать рабочие места для инвалидов или выделить эти места среди имеющихся (норма касается также выделение специальных рабочих мест);
  • организовать рабочий процесс для инвалида с учетом его индивидуальной программы реабилитации;
  • систематически предоставлять службе занятости информацию о вакантных местах для инвалидов;
  • отчитываться в Фонд социальной защиты (далее - Фонд) о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Человек с инвалидностью имеет право на оплачиваемую работу, работу на удаленной основе. Чтобы реализовать свое право, она должна обратиться непосредственно к работодателю.

Читайте также:    Документы для аттестации врачей   Читайте также: " Документы для аттестации врачей "

В Постановлении Кабинета Министров Украины «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины« Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине »от 31.01.2007 № 70 установлены:

  • порядок регистрации работодателей в Фонде;
  • сроки подачи отчетов
  • порядок зачисления количества рабочих мест для инвалидов;
  • порядок проведения Фондом проверок.

Процедура трудоустройства инвалидов в медицинских учреждениях исключает формальный подход, ведь законодательством предусмотрена ответственность за невыполнение вышеуказанных нормативов.

Читайте также:    Присвоение звания «врач-специалист»   Читайте также: " Присвоение звания «врач-специалист» "

Правила расчета количества рабочих мест для инвалидов

Количество рабочих мест для инвалидов в соответствии со статьей 19 Закона № 875 должен составлять 4% от среднесписочной численности штатных работников за год в учреждениях, где работает более 25 человек, и одно рабочее место, если в медицинском учреждении работает от 8 до 25 человек. Вышеупомянутые требования не распространяются на медицинские учреждения, в которых по основному месту работы работает до семи человек.

Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в медицинском учреждении работодатель самостоятельно рассчитывает в соответствии с инструкцией по заполнению формы отчетности № 10-III (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Минсоцполитики Украины № 42 от 10 февраля 2007

Перед расчетом показателя следует определиться со среднесписочной количеством штатных работников. Этот показатель рассчитывают, пользуясь Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 № 286. К этому показателю не включают лиц, находящихся в отпусках по уходу за ребенком и внешних совместителей. Работник, занимающий по внутреннему совместительству полтора должности, считается одним физическим лицом.

Для расчета показателя умножают среднеучетной численности штатных работников на 4 и делят полученный показатель на 100.

Руководитель медицинского учреждения должен помнить, что на определенные места для инвалидов он обязан трудоустраивать также лиц с психическими расстройствами в соответствии с Законом Украины «О психиатрической помощи» от 22.02.2000 № 1489III.

Подбор работников с инвалидностью на вакантные места ложится на плечи работодателя. Решать этот вопрос он может самостоятельно, или же обратившись в центр занятости.

Скористайтся калькулятором для расчета количества рабочих мест для инвалидов

Читайте также:    Показатели качества работы старшей медицинской сестры   Читайте также: " Показатели качества работы старшей медицинской сестры "

Процедура регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов

Закон № 875 обязывает зарегистрироваться в Фонде социальной защиты инвалидов все предприятия, учреждения, общественные организации, физических лиц-предпринимателей, если в них работает 8 и более наемных работников. Если количество работников возросло до восьми в течение года, подать документы на регистрацию работодатель должен до 1 февраля ближайшего года. Зарегистрироваться работодатель должен в территориальном (на уровне области) отделении Фонда соцстрахования. Процедура такой регистрации определена Постановлением № 70. Регистрация в Фонде осуществляется после того, как субъект хозяйствования предоставил (выслал заказным письмом) все необходимые для регистрации документы, также и заявление на регистрацию (приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 14.03.2007 № 98). Медицинские учреждения бюджетной сферы к документам добавляют также справку о включении заведения в перечень неприбыльных учреждений.

Читайте также:    Перитонеальный диализ: консультируем пациентов   Читайте также: " Перитонеальный диализ: консультируем пациентов "

Отчет о трудоустройстве инвалидов

Часть 9 статьи 19 Закона Украины № 875 возлагает ответственность на работодателя обязанность отчитываться перед Фондом о занятости и трудоустройстве инвалидов в ЛПУ. Порядок такого отчетности прописан Постановлением № 70. Форма отчета предусматривает предоставление следующей информации:

  • среднеучетную количество штатных должностей работников за год;
  • среднеучетную количество инвалидов, работающих в учреждении;
  • рассчитана в соответствии с формулой количество инвалидов, которые должны работать в учреждении;
  • средний размер заработной платы штатного работника в год;
  • сумма взысканий за нарушение норматива по трудоустройству инвалидов.

Отчет направляют заказным письмом ежегодно до 1 марта только в бумажном виде (электронный вариант подачи отчета не предусмотрен законодательством). Важно помнить, что подают его только те работодатели, у которых работает по основному месту работы восемь и более основных работников. Субъекты хозяйственной деятельности, в состав которых входят обособленные подразделения, в отчете учитывают данные этих подразделений.

Читайте также:    Диспансеризация: организация и контроль за эффективностью   Читайте также: " Диспансеризация: организация и контроль за эффективностью "

Информирование о наличии вакантных мест для инвалидов

Приказ Министерства социальной политики Украины от 31.05.2013 № 316 обязывает работодателя подавать в органы государственной службы занятости информацию об имеющихся у него вакантные места для трудоустройства инвалидов. Эта норма распространяется также и на учреждения здравоохранения.

Все данные вносятся в утвержденной формы отчетности № 3ПН. Государственная служба занятости должна быть проинформирована о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов в ЛПУ не позднее десятидневного срока с момента открытия вакансии. Начинается же этот срок с:

  • на следующий день с момента создания рабочего места;
  • на следующий день с момента увольнения предыдущего работника;
  • даты, когда возможно заключение трудового договора с работником.

При подаче информации в органы государственной службы занятости, работодатель отмечает также желание трудоустроить человека с ограниченными возможностями через службу занятости, а не самостоятельно. Обращение в службу занятости с вопросами подбора кадров на места, предусмотренные для инвалидов выгодные, в первую очередь, самим работодателям. Если рабочие места созданы, но в течение года остались вакантными, законодательство требует уплаты санкций за несоблюдение нормативов. Если же работодатель сообщил центр занятости о необходимости поиска кандидатур на эти должности, он уже не несет ответственности за такое нарушение. Санкции в таком случае не начисляются.

Читайте также:    Мониторинг лабораторных исследований учреждений здравоохранения   Читайте также: " Мониторинг лабораторных исследований учреждений здравоохранения "

Ответственность за нарушение требований по трудоустройству инвалидов

Статья 20 Закона Украины № 875 предусматривает уплату административно-хозяйственных санкций работодателями, которые не придерживаются норматива трудоустройства инвалидов в учреждения здравоохранения. Сумма таких санкций в денежном эквиваленте рассчитывается следующим образом:

  • предприятия, в которых работают более 15 наемных работников исчисляют сумму среднегодовой заработной платы в соответствии с каждого рабочего места, которое предназначено для инвалида, но осталось вакантным;
  • предприятия, на которых работают от 8 до 14 наемных работников платят половину среднегодовой заработной платы на каждое рабочее место, предназначенное для инвалида, но не занятое им.

Величину санкций вычисляет сам работодатель и перечисляет их на счета отделения Фонда до 15 апреля года, следующего за тем, в котором произошли нарушения. При несоблюдении сроков уплаты санкций, на виновных лиц налагается пеня (согласно приказу Министерства труда и социальной политики Украины от 15.05.2007 № 223). Размер ее исчисляется 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты.

Читайте также:    Манипуляционный кабинет: правильное зонирование помещения   Читайте также: " Манипуляционный кабинет: правильное зонирование помещения "

Однако, стоит отметить, что оплата административно-хозяйственных санкций на невыполнение требований законодательства о трудоустройстве инвалидов не распространяется на учреждения, организации и предприятия бюджетной сферы (статья 20 Закона № 875). Об этом же говорится и в письме Фонда от 26.04.2007 № 1/5375, где указано, что санкции не платят неприбыльные организации. Но эту норму можно применить только к тем юридическим лицам, которые внесены в реестр неприбыльных учреждений и имеют соответствующие справки. Таким образом, государственные и коммунальные учреждения здравоохранения лишены обязанности уплаты санкций за нарушение норматива занятости и трудоустройстве инвалидов.

Взыскание санкций за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов через суд

В случае неуплаты административно-хозяйственных санкций Фонд подает судебный иск на должника с требованием взыскания с него задолженности. Такие иски не являются редкостью. Частой причиной нарушений нормативов трудоустройства инвалидов является неправильный расчет количества мест, которые должны рассчитываться для инвалидов. Иногда работодатели рассчитывают сумму санкций, исходя из числа рабочих мест, где по условиям законодательства могут работать инвалиды, а не от общего числа работников. Разъяснения по этому вопросу предоставлены Верховным Судом Украины в постановлениях от 04.07.2011.

Стоит уточнить, что работодатель обязан создать рабочие места для инвалидов. Обязанность поиска кандидатур, отвечающих уровню квалификации, знаниями возложена на службу занятости. Это положение дополнительно разъяснено Верховным Судом Украины (Постановление от 02.04.2013).

Читайте также:    Профилактика послеоперационных инфекций   Читайте также: " Профилактика послеоперационных инфекций "

Какую ответственность несет руководитель за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов

Статья 19 Закона Украины № 875 предусматривает ответственность руководителей предприятия, организаций за невыполнение требований законодательства, а именно:

  • за нарушение нормативов выделения рабочих мест для инвалидов;
  • за непредставление отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов в учреждении здравоохранения.

Требования законодательства касаются руководителей всех субъектов хозяйствования, а также бюджетных (которые освобождаются только от обязанности платить административно-хозяйственные санкции). Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает наложение на руководителя юридического лица или физическое лицо, использующее наемный труд, штрафа в размере 10-20 необлагаемых минимумов. Эта сумма в гривнах - от 170 до 340 грн. Стоит заметить, что решение о наложении штрафа может принять только суд. Вместе с тем штраф за непредставление информации о количестве вакантных мест для инвалидов в Центр занятости не предусмотрена.

Актуальное в журнале «Управление учреждением здравоохранения»:

Докладная записка: как правильно оформить

Руководитель учреждения здравоохранения может обратиться с просьбой, предложением или жалобой в органы управления здравоохранением. Такие обращения оформляют в докладных записках, а потому важно знать, какие реквизиты указывать обязательно, а какие нельзя обойти вниманием

Читайте больше:

Всегда работодатель придерживается этих требований?
Как государство контролирует выполнение этого требования законодательства?